Условия и средства формирования универсальных учебных действий.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. В основу моей деятельности в работе по стандартам обучения ФГОС второго поколения положен системно - деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий.
Деятельностный подход – метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Работа в деятельностном режиме требует от учителя умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:
- не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
- поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
- используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
- проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
- используйте различные типы рефлексии при осуществлении любой деятельности.
Меняется роль учителя – теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребёнку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребёнка в овладении компетенциями, он идёт рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями.
Добиться этого можно только через социальную организацию учебно-воспитательного процесса:
- проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
- организация учебного сотрудничества;
- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование интерактивных возможностей ИКТ.
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Умение учиться, как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной, разделённой между участниками форме: в форме учебного сотрудничества. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который может и должен быть достигнут младшим школьником. Учебное обращение к взрослому означает следующее, ребёнок знает, чего он не знает, хочет узнать, указывает...