Условия и средства формирования универсальных учебных действий

Условия и средства формирования универсальных учебных действий.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. В основу моей  деятельности в работе по стандартам обучения ФГОС второго поколения положен системно - деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий.

Деятельностный подход – метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Работа в деятельностном  режиме требует  от учителя  умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил  обучения:

  •  не делайте за ребёнка то, что он может  сделать  самостоятельно;
  •  поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
  • используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
  • проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
  • используйте различные типы рефлексии при осуществлении любой деятельности.

Меняется роль учителя – теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только  дать  знания  ребёнку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных  учебных действий. Учитель – главный помощник ребёнка в овладении компетенциями, он идёт  рядом, создавая условия для развития, а не только для  овладения предметными знаниями.

Добиться этого можно только через социальную организацию учебно-воспитательного процесса:

  • проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
  • организация учебного сотрудничества;
  • работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • использование интерактивных возможностей ИКТ.

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Умение учиться, как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной, разделённой между участниками форме: в форме учебного сотрудничества. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который может и должен быть достигнут младшим школьником.  Учебное обращение к взрослому означает следующее, ребёнок знает, чего он не знает, хочет узнать, указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи.

На уроке в начальной школе я  часто использую задания «ловушки»:

  • « Какое слово длиннее: усы или усики?»
  • « Что легче 1 кг.  ваты или 1 кг. железа?»
  • «Серый волк придумал несуществующее слово РОЧЬ и спросил у трёх поросят, что это за часть речи?                                                                                                                                                                                             

Ниф-Ниф сказал: «Это существительное женского рода»                                                         Нуф-Нуф сказал: «Это существительное мужского рода»                                   Наф-Наф  сказал: «Это глагол».

- Кто из поросят точно не прав?»

Задания с недостающими данными:                                                                                                    

  • «В слове 6 букв. Сколько в нём слогов?»

Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель:

  • «Я загадала одно слово.  Задайте 5 любых уточняющих вопросов о слове, ничего не спрашивая о его значении»

Все описываемые задания требуют совершенно определённой атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ

Начинаю организацию такого сотрудничества с первых уроков в 1 классе, предлагая детям ситуации, в которых они работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах 2-4 человека. При организации сотрудничества существуют условия, которые следует учитывать.

- Недопустима пара из двух слабых учеников, им нечем обмениваться друг с другом.

- Абсолютной тишины во время совместной работы  не может быть.

- Нельзя принуждать к групповой работе детей, которые по каким то причинам отказываются работать с кем – либо из детей.

РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Это совместное решение разнообразных задач учениками разного возраста, в результате чего каждый достигает определённых личностно значимых для него целей. (формирование команд)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Термин   «проект»  в переводе с латинского означает – «бросание вперёд». Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения  определённой цели в течении определённого периода в рамках имеющихся возможностей.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Образовательный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной  учебной темы или учебного раздела. Цель учебного проекта в начальной школе – развитие личности и создание  основ творческого потенциала учащихся. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущения гордости за полученный результат, результатом может быть: выпуск газет, книг или мероприятия: КВН, викторина и т.д.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

 

Структура деятельности учителя и ученика.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники  получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

 

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия – самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием созданием развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели  дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Классификация:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… -Теперь я знаю…).

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…

Выбери фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу на уроке:

Шевелить мозгами                         каша в голове

Краем уха                                          ни в зуб ногой

Хлопать ушами                                светлая голова

No votes yet
Оригинал: