Открытый урок

Мельникова Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  №13»

Класс: 2 Б                                                                                                                                                                                                                                                     Тема урока: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного».                                                                                                                                                                     Тип урока: урок изучения нового материала

Демонстрационный материал:    мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

Цель: формирование    образовательных    компетенций       (информационных,    коммуникативных,  рефлексивных) обучающихся в предметной области  русский язык.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            

Коммуникативные: развивать умения работать в парах,  в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           научить учащихся применять  способ словообразования и объяснять значение сложных слов.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык  2 класс», часть 2,Москва,  Академкнига/Учебник, 2012.
  2.  Т.А.Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева «Тетрадь для самостоятельной работы №2» Москва,  Академкнига/Учебник, 2012.
  3. А.А. Коржукова  «Поурочные разработки по русскому языку во  2   класс», Москва, «Вако», 2012г.
  4. Л.В. Пчелина  «Нестандартные  уроки в начальной школе», М. «Вако», 2010г.
  5. www.vKIDS.km.ru

Технологическая карта урока

 

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрый день, ребята!  Прозвенел звонок и смолк  - начинается урок.

 Вы  за парты  тихо сели, на меня все  посмотрели.

 Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями.

Слайд

 

У: Предлагаю открыть тетради и записать число. Объясните написание данных орфограмм.

 

У: Напомните, как  звучала тема прошлого урока?

У: Какие знания вы получили на прошлом уроке?

У: Предлагаю проверить полученные знания на основе проверки домашней работы.

 Какая цель стояла перед нами?

У: Назовите слова, обозначающие действия, которые относятся к нашему правилу.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побуждает к высказыванию своего

мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебники. Прочитывают тему прошлого урока, вспоминают его цели.

 

 

Открывают тетради.

Упр. 98 с. 88

одевала дочку         (одеть кого-то); надевала сорочку 

(надеть  что-то);

девочку одела (одеть кого-то);

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

 

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

 

У: Переходим к следующему этапу урока.

Откройте содержание учебника, определите тему сегодняшнего урока.

 Слайд

Какова цель данного урока?

В изучении данной темы я вам немного помогу.

Слайд

У: Отгадайте загадки.

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Сам?вар)

Не птица, а летает, 
Не грузовик, а с кабиной, 
Не летучая мышь, а с крыльями.(Сам?лет)

Организует формулирование темы урока учащимися.

 

Организует постановку учебной задачи.

 

 

 

 

 

Выдвигает проблему. 

 

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.

Работа  по содержанию учебника.

 

Определяют тему урока, формулируют  цели.

 

 

 

 

Отгадывают загадки.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

 

III

Постановка и решение учебных задач

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  в группах.

Цель:

Наблюдение  за образованием сложных слов.

1.У: Запись на доске:

 

САМ?ВАР

САМ?ЛЁТ

 

Кто знает как грамотно записать  эти слова?

У: Ответить на данный вопрос нам поможет учебник.

2.Работа с учебником

с. 92

У: Кто нашёл ответ на данный вопрос? Зачитайте , как это сказано в учебнике.

У:  Как называются   такие слова?

Зачитайте ответ по учебнику.

У: Почему слова так назвали? Кто знает?

У: Чтобы разобраться в данном вопросе, предлагаю поработать в группах.

 

Работа в группах

1) Заполни цепочку образования данных слов:

ледоход=лёд/+ход/

пароход=пар/+ход/

снегопад=снег/+пад/

 

Проверка у доски устно.

У: Какова цель данного этапа урока?

(Научиться образовывать сложные слова.)

Кому всё понятно?

Сделайте вывод.

Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

Организует  работу, обеспечивает контроль   за выполнением задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу, помогает сделать вывод

 

 

 

 

Развитие умений работать  в группах, делегировать полномочия, распределять роли.

 

Дети ищут ответы на вопросы учителя, используя текст учебника на с. 92

 

Слайд

 

 

 

 

 

Выборочное чтение из учебника с. 92

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют работу самостоятельно в группах.

 

 

 

 

 

 

Проверяют работу у доски устно с проговариванием

 

 

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

 Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

IV

Динамическая пауза

Цель:

повышение уровня работоспособности

 

 

 

 

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

 

 

 

 

 

Дети выполняют комплекс упражнений

 

 

 

 

Проявлять активность в коллективной деятельности.

V

Работа по теме урока.

 

У:Следующий этап урока.

Внимание на экран.

Как  образовалось слово  ЛЕСОПАРК.

лес/+парк/=лесОпарк

Слайд

 

2. Работа над упр.102

с. 93

Прочитаем задание вслух.

лесостепь=лес/+степь/

лесозавод=лес/+завод/

лесоруб=лес/+руб/

лесовоз=лес/+воз/

Проверка. Слайд

Кто выполнил также? Кому было трудно?

Какова цель данного задания?

(Научиться  и понять, как  образовывать сложные слова.)

 

 

3.Для  закрепления, проверим уровень знаний.

Самостоятельная работа.

Карточка

Заполни цепочку образования данных слов.

Кто быстрее выполнил, поменяйся с соседом тетрадью и проверь.

снегоход

носорог

дымоход

Организует практическую работу, помогает сделать вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует  самостоятельную работу.

 

 

 

 

Наблюдение за образованием слова ЛЕСОПАРК.

лес/+парк/=лесопарк

 

 

 

Работа над упражнением 102, наблюдение за образованием сложных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют работу у доски устно с проговариванием

 

 

Регулятивные: проверить уровень своих знаний. Сравнить свою точку зрения с другими.

 

 

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

VI

Обобщение знаний

 Цель:

обобщение  знаний по  теме

Обобщение знаний о сложных словах.

 

Какие цели ставили в начале урока? Кто считает, что поставленная цель выполнена полностью?

Итак, давайте обобщим свои знания  о сложных словах?  Из каких частей они образовались?

Как эти части соединились?

 

 

Отвечают, обосновывая свой ответ.

 

VII

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

- Наш урок подходит к концу.

Я предлагаю подвести итог урока.

Слайд

мне удалось…

было интересно…

пока испытываю трудности…

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

 

Организует рефлексию.

 

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

 

 

 

Даёт комментарий к домашнему заданию

П.т. упр. 59 с. 45

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Отмечают  основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Убирают свои рабочие места.

 

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Умение контролировать свои действия и оценивать результаты.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном виде.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в  группах, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

4
Average: 4 (1 vote)
Оригинал: