Открытый урок
Мельникова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»
Класс: 2 Б Тема урока: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного». Тип урока: урок изучения нового материала
Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся в предметной области русский язык.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: научить учащихся применять способ словообразования и объяснять значение сложных слов.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык 2 класс», часть 2,Москва, Академкнига/Учебник, 2012.
- Т.А.Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева «Тетрадь для самостоятельной работы №2» Москва, Академкнига/Учебник, 2012.
- А.А. Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку во 2 класс», Москва, «Вако», 2012г.
- Л.В. Пчелина «Нестандартные уроки в начальной школе», М. «Вако», 2010г.
- www.vKIDS.km.ru
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока, его цели. |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I |
Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности
|
Добрый день, ребята! Прозвенел звонок и смолк - начинается урок. Вы за парты тихо сели, на меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперёд, за новыми знаниями. Слайд
У: Предлагаю открыть тетради и записать число. Объясните написание данных орфограмм.
У: Напомните, как звучала тема прошлого урока? У: Какие знания вы получили на прошлом уроке? У: Предлагаю проверить полученные знания на основе проверки домашней работы. Какая цель стояла перед нами? У: Назовите слова, обозначающие действия, которые относятся к нашему правилу. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
|
Приветствуют учителя.
Открывают учебники. Прочитывают тему прошлого урока, вспоминают его цели.
Открывают тетради. Упр. 98 с. 88 одевала дочку (одеть кого-то); надевала сорочку (надеть что-то); девочку одела (одеть кого-то); |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность
|
II |
Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока.
|
У: Переходим к следующему этапу урока. Откройте содержание учебника, определите тему сегодняшнего урока. Слайд Какова цель данного урока? В изучении данной темы я вам немного помогу. Слайд У: Отгадайте загадки. И шипит, и кряхтит Не птица, а летает, |
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку учебной задачи.
Выдвигает проблему.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. |
Работа по содержанию учебника.
Определяют тему урока, формулируют цели.
Отгадывают загадки. |
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
|
III |
Постановка и решение учебных задач Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие
Работа в группах. Цель: Наблюдение за образованием сложных слов. |
1.У: Запись на доске:
САМ?ВАР САМ?ЛЁТ
Кто знает как грамотно записать эти слова? У: Ответить на данный вопрос нам поможет учебник. 2.Работа с учебником с. 92 У: Кто нашёл ответ на данный вопрос? Зачитайте , как это сказано в учебнике. У: Как называются такие слова? Зачитайте ответ по учебнику. У: Почему слова так назвали? Кто знает? У: Чтобы разобраться в данном вопросе, предлагаю поработать в группах.
Работа в группах 1) Заполни цепочку образования данных слов: ледоход=лёд/+ход/ пароход=пар/+ход/ снегопад=снег/+пад/
Проверка у доски устно. У: Какова цель данного этапа урока? (Научиться образовывать сложные слова.) Кому всё понятно? Сделайте вывод. |
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
Организует работу, помогает сделать вывод
Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли.
|
Дети ищут ответы на вопросы учителя, используя текст учебника на с. 92
Слайд
Выборочное чтение из учебника с. 92
Дети выполняют работу самостоятельно в группах.
Проверяют работу у доски устно с проговариванием
|
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
IV |
Динамическая пауза Цель: повышение уровня работоспособности
|
Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора.
|
|
Дети выполняют комплекс упражнений
|
Проявлять активность в коллективной деятельности. |
V |
Работа по теме урока.
|
У:Следующий этап урока. Внимание на экран. Как образовалось слово ЛЕСОПАРК. лес/+парк/=лесОпарк Слайд
2. Работа над упр.102 с. 93 Прочитаем задание вслух. лесостепь=лес/+степь/ лесозавод=лес/+завод/ лесоруб=лес/+руб/ лесовоз=лес/+воз/ Проверка. Слайд Кто выполнил также? Кому было трудно? Какова цель данного задания? (Научиться и понять, как образовывать сложные слова.)
3.Для закрепления, проверим уровень знаний. Самостоятельная работа. Карточка Заполни цепочку образования данных слов. Кто быстрее выполнил, поменяйся с соседом тетрадью и проверь. снегоход носорог дымоход |
Организует практическую работу, помогает сделать вывод
Организует самостоятельную работу.
|
Наблюдение за образованием слова ЛЕСОПАРК. лес/+парк/=лесопарк
Работа над упражнением 102, наблюдение за образованием сложных слов.
Проверяют работу у доски устно с проговариванием
|
Регулятивные: проверить уровень своих знаний. Сравнить свою точку зрения с другими.
Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. |
VI |
Обобщение знаний Цель: обобщение знаний по теме |
Обобщение знаний о сложных словах.
Какие цели ставили в начале урока? Кто считает, что поставленная цель выполнена полностью? |
Итак, давайте обобщим свои знания о сложных словах? Из каких частей они образовались? Как эти части соединились?
|
Отвечают, обосновывая свой ответ. |
|
VII |
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю подвести итог урока. Слайд мне удалось… было интересно… пока испытываю трудности… |
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Организует рефлексию.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку учебной деятельности.
Даёт комментарий к домашнему заданию П.т. упр. 59 с. 45 |
Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Убирают свои рабочие места.
|
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Умение контролировать свои действия и оценивать результаты. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном виде. Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |