Формирование навыков грамотного и беглого чтения

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие ребенка,   и успешность его занятий в школе.

         Плохая техника чтения, сочетающаяся со сниженным запасом представлений об окружающем мире, бедностью словаря и  ограниченностью общего речевого  развития, приводит к  недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом. Дети в состоянии  удовлетворительно пересказать прочитанное. Но им трудно передать содержащуюся в  прочитанном тексте главную мысль, охарактеризовать  действующих лиц и дать оценку их поступкам.

         Все эти обстоятельства диктуют необходимость коррекционного подхода при обучении чтению.

Очень важно – ежедневно читать детям. Во-первых, усиливается эмоциональное восприятие ребенком текста, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос. Во-вторых, у ребенка  возникает потребность ежедневно получать информацию. Это особенно важно в тех случаях, когда ребенок умеет читать. Но не хочет, то есть  из-за непрерывного  обучения  испытывает отвращение к чтению. Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз – это хорошо, значит, содержание  данной книги соответствует  уровню развития ребенка, его переживаниям. Ребенок, многократно  слушая содержание  данной книги, развивает свой духовный мир, развивает навыки антиципации, то есть  предвосхищения, предугадывания дальнейшего развития содержания текста. В  целях развития этого навыка  периодически надо задавать ему вопрос: «О чем пойдет дальше речь?» при  повторном чтении книги надо  стараться читать быстро, - на  пределе своих возможностей, но четко произнося слова. Лучше спрашивать ребенка, успевает ли он понимать? Это чрезвычайно важно. Ускоренное чтение стимулирует у ребенка способности быстро понимать содержание текста.

         Развитие навыков быстрого понимания стимулирует у ребенка  и развитие навыков  чтения.

         Обычно урок чтения я начинаю с  подготовки речевого аппарата ребенка. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно медленно). Сложность разминки зависит от возраста  и подготовленности детей. В 1 классе в разминку ввожу чтение сочетаний  тренируемого звука с гласным:

БИ-БЕ-БА-БО-БУ-БФ

РИ-РЕ-РА-РО-РУ-РЫ

Чтение сочетаний стечения 2-3 согласных с гласным

СТ - а,о,у,ы,и,э,е

СТР – а,о,у,ы,и,э,е

...

No votes yet