Упражнения в распознавании родственных слов
Цель: Развитие умения распознавать родственные слова в тексте, формирование умения подбирать родственные слова. Развитие творческой мысли детей, умения думать и рассуждать.
Ход урока.
1. Введение в тему урока.
Учимся наблюдать, доказывать, грамотно писать.
2. Каллиграфическая минутка.
а) на доске записаны буквы: ж, с, ф
Выбрать общий элемент. (с)
Анализ буквы. Что о ней знаешь? Запись в тетради.
б) прочти запись на доске.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Что заметили? Докажи, что это пословица. Объясни смысл. Запиши красиво в тетрадь. Найди и выдели элементы буквы с.
3. Словарная работа.
Выпиши из словаря все слова на букву с, предложи работу.
4. работа по теме урока. Упражнения в нахождении родственных слов.
а) игра «Путаница»
Выбрать только группы родственных слов, выделить корень.
Дом-домовой,
Весло- весело,
Пирог – пирожок,
Гусь-гусеница,
Пять-пятка,
День- деньги,
Гроза-гроздь,
Пять-пятерка,
Проверка Почему эти слова родственные? Докажи? Какие однокоренные слова вы могли бы дописать в каждую группу?
б) подбери цепочку родственных слов.
1 вариант – сад,
2 вариант – дуб
Проверка.
5. Физминутка. Массаж пальцев:
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем.
6. Самостоятельная работа.
Федя Мошкин нашел в стихотворении 9 однокоренных слов, а Маша Мишкина всего 8. Кто прав?
Выпиши родственные слова выдели корень.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег Снегурки.
Почему эти сова однокоренные?
7. диктовка.
Под сосной была барсучья нора. У норы сидел барсук. Из темной норы выползли барсучата. И стали играть.
Найди однокоренные слова. Докажи что эти слова являются родственными. Дополните их другими однокоренными словами.
Выдели корень.