Развитие внимания младших школьников

Внимание развивается по-разному. У средне- и хорошо успе­вающих учащихся внимание развито средне, у от. личников — хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1-м и 2-м классах примерно одинаковы и лишь к 3-му классу наблюдается небольшой рост.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответст­венности внимательно работают только с интересным материалом.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внима­ния в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в буду­щем, то младший школьник обычно может сосредо­точенно работать лишь при наличии близкой моти­вации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенно­стями детей, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом — успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связы­ваться с ближайшим мотивом — получить высокую оценку учителя.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания -~ слабее. Младший школьник не может распределит» внимание между различными видами работы, на­пример, между своим чтением и слушанием товарища.

У учащихся первых классов небольшая устойчи­вость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания пер­воклассники могут сохранять в 'течение 30—35 минут. А вот учащиеся 3-х классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер вни­мания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрез­мерной активности. Сангвиник подвижен, непосед­лив, разговаривает, но его ответы на уроках сви­детельствуют о том, что он работает с классом.

Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, ка­жутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свиде­тельствуют их ответы на вопросы учителя.

Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних — леность мысли, у других — отсутствие серьезного отношения к учению, у треть­их — повышенная возбудимость центральной нерв­ной системы и др.

Предлагаемые задания, игры, упражнения позво­лят повысить уровень внимания у каждого ребенка младшего школьного возраста, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, пере­ключение, а также увеличить объем внимания.

Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста

1. «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ».

Для развития внимания детей младшего школьного возраста можно использовать следующие задания:

а) Сравни картинки между собой и назови отли­чия. Найди 5 отличий на этих картинках (с. 186— 187).

б) Чем отличаются между собой эти картинки? Найди 10 отличий (с. 188—189).

2. Для тренировки памяти можно воспользовать­ся фигурными таблицами, материалами для про­ведения корректурной пробы (подробно о методике проведения пробы написано ниже).

3. Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.

Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

Игра «числа»

Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т. к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».

Можно предложить другой вариант задания: не называть числа, содержащие четыре или делящиеся на 4 и т. д.

Игру можно проводить не один раз.

Игра «часы»

В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат боль­ших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет уча­стникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, ко­торый стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ»

Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. например, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.

Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «алфавит»

Дети располагаются в кругу. Между детьми рас­пределяются буквы алфавита. Чем меньше участни­ков, тем больше букв алфавита приходится на каж­дого. Далее ведущий диктует какую-либо фразу. А ребята, как на пишущей машинке, должны «рас­печатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обоз­начается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

Тот, кто ошибается, становится ведущим. Таким образом можно «распечатать» несколько

самых разных фраз. Тот из ребят, кто ни разу не

был ведущим, самый внимательный.

Игра «наоборот»

Ребята сидят в кругу. Игра заключается в том, что ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий под­нимает руки, ребята должны их опускать. Если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжать ладони.

Кто ошибается, становится ведущим.

Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает школьникам, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот. Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «ПОИСК ПРЕДМЕТА»

Для проведения этой игры ведущий заранее го­товит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т. д.

Ведущий предлагает участникам игры внимательно оглядеться вокруг, хорошо запомнить обстановку в комнате, предметы, находящиеся в ней. После этого все, кроме ведущего, выходят. Ведущий кладет один маленький предмет на видное место. По очереди приглашаются участники игры. Им разрешается сде­лать один круг по комнате и ответить на вопрос, есть ли новый предмет и что это. Не назвавшие предмет выходят из игры.

 Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЙ И НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЙ?»

Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем вы­ходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение.

Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень вни­мания.

Каждый играющий должен побывать в роли ве­дущего.

Игра «самый внимательный»

Участники игры встают полукругом. Затем оп­ределяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ве­дущий отворачивается. В это время игроки меня­ются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«ИГРАЕМ В СЧИТАЛКИ»

Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее со­считает до 100.

Игра «ПИШУЩАЯ МАШИНКА»

Это упражнение направлено на развитие внимания и на развитие умения работы в группе.

Ведущий предлагает участникам игры «напеча­тать» слова известного стихотворения: «У лукоморья дуб зеленый...».

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, все должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце строки все должны хлопнуть в ладоши.

Еще одно условие: кто ошибется, выходит из игры.

Игра «НАЙДИ ОШИБКИ»

Учащимся предлагается текст. Ведущий предуп­реждает учащихся, чтобы они слушали внимательно, поняли содержание и главную мысль.

Затем вниманию учащихся предлагается этот же текст, но с несколько измененными деталями. Задача учащихся — найти и исправить все ошибочные суждения.

Для работы школьникам потребуются ручки и бумага. Каждый работает самостоятельно, должен отметить все неточности.

Следует обсудить, кто сколько неточностей за­метил.

Побеждает тот, кто правильно заметил все ошиб­ки.

Игра «ДВА ДЕЛА ОДНОВРЕМЕННО»

Эту игру можно использовать для развития вни­мания сразу к нескольким объектам. Школьники делятся на две команды.

Ведущий подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это же время за маятником показывает 3 репродукции, одну за дру­гой.

задание учащимся: Подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание репродукций.

У трех человек из каждой команды ведущий спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из каждой команды рассказывают содержание показанных репродукций.

Выигрывает та команда, которая дала более пра­вильные ответы.

Игра «лови мяч»

Для проведения этой игры ребята разбиваются на две команды. Встают друг против друга.

У играющих два мяча: темный и светлый.

инструкция участникам: Светлый мяч надо ловить всегда, а темный надо ловить только тогда, когда его бросают молча. Если бросивший мяч крикнет «Лови», ловить его нельзя. Поймавший такой мяч выбывает из игры.

Игра заканчивается тогда, когда в одной из команд не остается ни одного игрока.

Победителем становится команда, сохранившая не­сколько игроков.

Игра «ПЕРЕДАЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЙ»

Всех участников игры разбивают на три ко­манды.

Ведущий и два его помощника читают три четверостишия, но сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, потом вторую, затем третью, а потом и четвертую.

При таком прочтении трудно сразу уловить со­держание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.

задание 1-й команде — передать смысль первого четверостишия, задание 2-й команде — передать смысл второго четверостишия, задание 3-Й команде — передать смысл третьего четверостишия. Стихотворе­ния должны быть сюжетного характера.

НАПРИМЕР:

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

А. Барто

Побежала мышка-мать Тетю лошадь в няньки звать:

«Приходи к нам, тетя лошадь, Нашу детку покачать».

С. Маршак

Тут зайчиха выходила И медведю говорила:

«Стыдно старому реветь, Ты не заяц, а медведь».

К. Чуковский

 Эти игры также можно организовать дома, уча­стниками их становятся члены семьи: родители, дети.

Игра «числа» успешно может быть проведена в паре. Считая от 1 до 30, взрослый и ребенок называют цифры поочередно. При этом оба должны быть внимательны, вместо чисел, содержащих 3 или делящихся на 3, следует хлопать в ладоши. Тот, кто ошибается, в этой игре проигрывает. Можно провести эту игру несколько раз. Можно несколько изменить задание: например, предложить считать от 1 до 40 и не называть числа, которые содержат 4 и делятся на 4, а вместо этого, например, подпрыгнуть и сказать «Ай да я!» и т. д.

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ» будет организована несколь­ко иначе. Петь будет или один ребенок, или с кем-то из родителей. Второй взрослый при этом будет выполнять роль ведущего. Ведущий объясняет, что после одного хлопка следует начинать петь, если будет два хлопка, следует продолжать петь, но уже мысленно. Один хлопок — снова надо петь вслух.

Игра «наоборот» также может быть организована родителями с детьми дома. Кто-то из родителей становится ведущим. Именно он будет показывать какие-либо движения, а ребенок должен делать на­оборот.

Игра «запрещенные движения». При проведении этой игры дома взрослый должен выполнять роль ведущего, объяснить ребенку, что следует повторять все его движения, кроме одного. Следует предуп­редить ребенка, что он должен быть внимателен.

Игра «ПОИСК ПРЕДМЕТА». Кто-либо из родителей младшего школьника заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т. д. Ребенка попросите внимательно рассмотреть все в комнате, а затем он должен выйти из комнаты. В это время на видное место положите мелкий предмет. Ребенок, сделав один круг по комнате, должен назвать появившийся предмет.

Игра «пишущая машинка» также может быть организована дома. Взрослый играет вместе с ре­бенком. Например, взрослый предлагает ребенку распечатать такую фразу: «Травка зеленеет, сол­нышко блестит». Взрослый и ребенок по очереди называют буквы, а когда надо поставить знак препинания, они должны вместе топнуть ногой, в конце строки — хлопнуть в ладоши (возможно выполнение этого задания — расставить знаки препинания — одним ребенком).

Игра «найди ошибки». При организации игры дома следует подготовить заранее какой-либо текст. Взрослый должен предупредить ребенка, чтобы тот слушал внимательно. После этого предлагают другой текст, уже с изменениями. Задача ребенка — найти и исправить все ошибочные суждения. Чем больше ошибок исправляет ребенок, тем внима­тельнее он слушал.

Игра «два дела одновременно» может быть организована точно так же, как и с группой ребят. Только на оба вопроса, сколько колебаний сделал маятник и какие репродукции показаны, будет отвечать один ребенок.

 Игра «передай смысл стихотворения». Дома роль ведущего и двух его помощников должны сыграть члены семьи (мама, папа, бабушка). Каждый из взрослых будет зачитывать строчки из своего чет­веростишия. Ребенку можно дать задание сначала , передать смысл четверостишия, которое читала мама, потом того, которое читал папа, а при третьем прочтении — третьего четверостишия, которое читала бабушка.

Игры для учащихся 1-го класса для развития внимания

За игру можно показывать 6—8 карточек. Кар- :

точка находится перед глазами учащихся от 2 до 5 секунд.

Размер карточки 6х9 см (для работы с классом, с. 221—235 приложение). Карточки предъявляются последовательно. Задание детям: быть внимательны­ми, рассмотреть, что нарисовано и зарисовать в тетради.

1-й набор карточек:

2-й набор карточек:

No votes yet